точной Руси под эгидой Москвы постепенно обретают возможность формирования самостоятельного внешнеполитического курса.
По мере ослабления ордынского владычества над Русью и фактического распада Золотой Орды на несколько разновеликих ханств московские правители все более активно занимаются «собиранием» русских земель в рамках политики государственного объединения.
Кроме того, рост могущества Московского государства позволяет им вести более активную политику как в русско-ордынских, так и в русско-литовских отношениях. Со второй половины XV в. все более важное значение приобретает борьба Москвы с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю.
В XV в. резко возрастает внешнеполитический авторитет Московского государства. Этому способствовали и значительные изменения, которые произошли в результате экспансии в Европу Османской империи. После падения Константинополя под ударами турок и распада Византии к Москве переходит лидерство в православном мире, что послужило основанием для формирования концепции «Москва — третий Рим».
Внешняя политика Ивана III. Падение ордынского владычества
Внешняя политика Ивана III. Падение ордынского владычества
Во второй половине XV в. Золотая Орда представляла собой ряд независимых государств. Наиболее крупными из них были Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства. В Крымской Орде утвердилась династия Гиреев, с которой московский государь Иван III поддерживал дружеские отношения.
Москва и Крым имели общего врага — хана Большой Орды. Слабый золотоордынский хан Ахмет (Ахмат) со своей стороны пытался воздействовать на Русь в союзе с Литвой, но из-за невозможности организовать объединенный поход ограничивался набегами на московские границы. Так, в 1472 г. он совершил поход к берегам Оки, но на Москву идти так и не решился. Иван III проводил все более независимую от ордынцев политику.
С 1476 г. он вообще прекратил выплату дани — «выхода». В ответ на это Ахмет собрал большую армию и двинулся к Москве. В сентябре 1480 г. русские и ордынские войска сосредоточились у притока р. Оки — на р. Угре.
В октябре Ахмет дважды пытался перейти Угру, но был отброшен назад московскими воеводами, а обещанная ему помощь из Литвы так и не подошла (Казимир IV был занят отражением набега крымского хана Менг-ли-Гирея). Ранняя зима и наступившая бескормица заставили Ахмета изменить свои планы. Фактически признав поражение, ордынские войска повернули назад. «Стояние на Угре» бескровно закончилось, и ордынское иго окончательно пало.
Поражение Ахмета означало развал Золотой Орды (1502). В результате войны с Казанским ханством в 1487 г. московские войска взяли Казань, а на престол был посажен московский ставленник Мухаммед-эмин.
Отношения Москвы с Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой
Отношения Москвы с Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой
В конце XIV — начале XV в. возросло давление на русские земли со стороны Великого княжества Литовского, где с 1392 г. правил двоюродный брат польского короля Владислава — Ягайло великий князь Витовт. Еще в 1390 г. он выдал свою дочь Софью за Василия Дмитриевича. Под властью Витовта оказались значительные территории на Западе Руси: Киев, Новгород-Северский, Полоцк, Витебск, Смоленск.
Он заключил союз с ханом Тохтамышем, пообещав ему помощь в борьбе против могучего среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана). В 1395 г. Тимур разгромил Тохтамыша и подчинил себе Золотую Орду. Хан Тохта-мыш бежал в Литву. Этот поход Тимура частично затронул и русские земли — преследуя золотоордынского хана, завоеватель вышел к южным границам Рязанского княжества.
Василий I, стремясь предотвратить новый опустошительный набег на Русь, выступил с войском к Коломне. Но Тимур, пограбив часть Рязанской земли и взяв пограничный город Елец, повернул свои полчища обратно в степи.
В 1396 г. Василий Дмитриевич и Витовт договорились о совместных действиях против Орды. В следующем году литовские войска нанесли Орде поражение. Но новый поход князя Витовта в 1399 г. закончился поражением русско-литовских войск. В битве на р. Ворскле они были разгромлены эмиром Едигеем, которому после смерти Тимура (1405) удалось на время объединить под своей властью часть Золотой Орды.
В начале XV в. резко обострились русско-литовские отношения. Это было вызвано захватом Литвой в 1404 г. Смоленского княжества и стремлением великого князя Витовта распространить свою власть на Псков, Новгород и верхнеокские города. В 1406 — 1408 гг. между Москвой и Вильно происходили военные столкновения. В результате в 1408 г. был подписан мирный договор, установивший восточную границу Литовского княжества по р. Угре.
Одной из главных причин, приостановивших наступление Витовта на русские земли, стала война Королевства Польского и Великого княжества Литовского против Тевтонского ордена, начавшаяся в 1409 г. Решающая битва произошла 15 июля 1410 г. у селения Грюнвальд на границе Польши и Ордена. Литовско-русские (в них входили смоленские полки) и польские войска под общим командованием Ягайло и Витовта разгромили рыцарей. Грюнвальдская победа положила конец агрессии Тевтонского ордена на территории Польши и Литвы.
В дальнейшем общая для Василия I и Витовта угроза со стороны Орды привела к установлению между ними союзнических отношений. Вместе с тем, оставив попытки присоединить новые русские земли, Витовт пытался освободить вошедшие в состав его княжества русские области от церковной зависимости от московского митрополита и добился учреждения Киевской митрополии.
Осенью 1408 г. Едигей внезапно вторгся в земли Северо-Восточной Руси. Великий князь Василий I не успел собрать войска и выехал из Москвы в Кострому. Почти весь декабрь Едигей осаждал столицу княжества, а посланные им отряды разорили Ростов, Дмитров, Переяславль, Серпухов, Верею и другие города. Начавшиеся в Орде смуты заставили Едигея снять осаду Москвы, принудив ее к выплате огромного выкупа. После нашествия Едигея ордынское иго вновь усилилось. Правда, Василий I отправился в Орду лишь три года спустя, в 1412 г., по случаю воцарения нового ордынского хана — сына Тохтамыша. В то время как Орда постепенно распадалась, раздираемая внутриполитическими распрями, Северо-Восточная Русь под властью московского князя заметно усиливалась в политическом и экономическом отношении.
Укреплению княжества Московского в немалой степени способствовала его внутренняя стабильность, отсутствие княжеских междоусобиц вплоть до 1425 г.