СТАТЬЯ 81 “Освобождение от наказания в связи с болезнью”
Институт освобождения от наказания в связи с болезнью был предусмотрен в уголовно-процессуальном законодательстве, хотя несомненно является уголовно-правовым.
Часть 1 этой статьи предусматривает условия освобождения лица, у которого наступило психическое расстройство. Данная статья применима в том случае, если такое расстройство наступило после совершения преступления. Если лицо находилось в таком состоянии во время совершения преступления, то оно должно было быть признано невменяемым и освобождено от уголовной ответственности. Законодатель предусматривает два вида критериев, наличие которых дает основание для освобождения от наказания в связи ( болезнью: медицинский и юридический. Для освобождения лица от наказания необходимо наличие обоих этих критериев.
Медицинский критерий выражается в наступлении психического расстройства. Наличие такого расстройства определяет врачебная комиссия, которая руководствуется ведомственным нормативным актом – приказом Министра внутренних дел СССР.[2] В названном приказе, утвержденном Министерством здравоохранения СССР содержится перечень заболеваний, дающих основание для освобождения осужденного по болезни.
Юридический критерий предусматривает интеллектуальный и волевое признаки. Первый выражается в том, что лицо вследствие психического расстройств; лишено возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия). Это означает, что лицо не понимает фактическую сторону своих действий, их социальный смысл. Оно не может оценивать опасности эти: действий для общества и того вреда, который может наступить вследствие их совершения. Волевой признак заключается в том, что лицо не может руководить своими действиями. Чаше всего расстройство интеллекта сочетается с расстройством воли. Однако на практике могут быть случаи, когда лицо понимает фактическую сторону своих действий, но вследствие расстройства воли не может удержать себя от совершения общественно-опасных действий. Поэтому законодатель считает обязательным наличие хотя бы одного из названных признаков, который в сочетании с медицинским критерием даст основание для постановки вопроса об освобождении лица от отбывания наказания.
Освобождение лица от наказания в связи с психическим расстройством может сочетаться с назначением принудительных мер медицинского характера. Такие меры должны назначаться лишь в том случае, если психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами существенного вреда либо с опасностью этих лиц для себя или других.
Суд может назначить амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра либо принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа, специализированного типа или специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Если освобождаемый не представляет опасности по своему психическому состоянию, органы здравоохранения, по представлению суда, могут решить вопрос о его лечении амбулаторно или стационарно либо о направлении его в психоневрологическое учреждение социального обеспечения.
Лицо, заболевшее психическим расстройством, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, – от дальнейшего его отбывания, независимо от характера совершенного преступления, вида наказания, назначенного и отбытого срока, поведения во время отбывания наказания и других обстоятельств.
При решении вопроса об освобождении лица, заболевшего после совершения преступления иной тяжкой болезнью (т.е. не связанной с психическим расстройством] суд учитывает характер заболевания, а также иные обстоятельства.
В законе говорится о заболевании тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания. Строго говоря, болезнь может препятствовать только отбыванию таких наказаний как обязательные работы и исправительные работы, поскольку их отбывание связано с трудом, а, следовательно, с наличием трудоспособности. Отбыванию лишения свободы, т.е. нахождению под стражей не может препятствовать никакая болезнь. Видимо, вслед за ст. 362 УПК 1960 г. законодатель применил не совсем точный термин. На мой взгляд, законодатель имел в виду, что отбывание наказания неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья осужденного, может привести к прогрессированию болезни.
Перечень заболеваний, дающих основание для постановки вопроса об освобождении от отбывания наказания, дан в указанном выше приказе МВД СССР.
Иные обстоятельства, которые учитывает суд, касаются личности осужденного, числа и характера совершенных им преступлений, вида наказания, поведения лица во время отбывания наказания, продолжительности отбытого и неотбытого срока наказания и др. обстоятельств. Оценка всех названных факторов должна позволить суду ответить на основной вопрос – будет ли представлять осужденный опасность для общества, вероятно ли совершение им нового преступления, достигнута ли в отношении него цель исправления. Кроме того, следует иметь в виду достижение цели восстановления социальной справедливости. Это означает, что суд обязан проявлять осторожность при освобождении лиц, совершивших опасные преступления, вызвавшие широкий социальный резонанс, повлекшие особо тяжкие последствия, отбывших незначительную часть назначенного судом наказания. Это позволит судить и о достижении цели предупреждения совершения новых преступлений.
Следует иметь в виду, что освобождение от наказания в связи с иной тяжелой болезнью не является субъективным правом осужденного, даже если его заболевание подпадает под соответствующий перечень, этот вопрос решается судом на основе учета всех названных выше обстоятельств в совокупности.
Как известно, военнослужащие в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе, подлежат увольнению из армии. Если отбывание наказания связано с продолжением службы в армии, то заболевание исключает как их службу в армии, так и отбывание наказания. Поэтому в таких случаях они должны освобождаться от дальнейшего отбывания наказания. Закон допускает как их полное освобождение, так и замену неотбытой части наказания более мягким его видом. Представляется, что к военнослужащим, положительно зарекомендовавшим себя во время службы, в том числе и в период отбывания наказания, как правило, должно применяться досрочное освобождение, а к тем, кто характеризовался отрицательно – замена наказания более мягким.
Лица, освобождаемые от наказания в соответствии с ч.ч. 1 и 2 данной статьи, в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию. Время принудительного лечения в психиатрическом стационаре в соответствии со ст. 103 УК засчитывается в срок отбывания наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы. Если к моменту выздоровления еще не истекли срок наказания и сроки давности, лицо может подлежать ответственности и наказанию.