- КОНТОРЫ , ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ КГЗП. ИХ ФУНКЦИИ , СТРУКТУРА , ШТАТЫ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.
- СУДНЫХ И ЗЕМСКИХ ДЕЛ КОНТОРА.
Одной из крупных контор являлась Екатеринбургская контора судных и земских дел. Аналогичные конторы существовали также в Камышловском дистрикте и при Пермском Горном начальстве . Функции этих контор были весьма разнообразны . Они отвечали за сбор подушного оклада , различных доимочных денег с приписных к заводам крестьян , вели перепись и учет населения . проводили ревизии , размежевание земли и угодий между слободами , разрешали спорные вопросы по этому поводу , направляли депутатов , разбирали дела по различным челобитным , исследовали дела о взятках приписных крестьян должностным лицам . Судные и земские конторы также отвечали за взимание штрафов за неуказное . вне церкви бракосочетание , за раскол , за содержание беглых и пришлых , за уклонение от исповеди и причастия . Кроме того эти конторы за сбор рекрут . контролировали определение крестьян на заводские работы .
Входе выполнения этих функций , помимо организационно-распорядительной документации , в делопроизводстве откладывались и отчетные документы . Это и окладные , и именные книги , здесь составлялись доимочные ведомости на основе присланных с заводов зачетных ведомостей .
С Екатеринбургским комиссарством , Горной экспедицией , Денежной конторой , так же как и с Воеводскими канцеляриями , Городскими Магистратами и Ратушами , Екатеринбургская контора судных и земских дел имела сношения премориями , следовательно по положению в системе управления и по своим правам они были равны .
В судной и земской конторе , как и во всех учреждениях того времени , все дела решало присутствие . За делопроизводство конторы отвечал секретарь . По штату 1737 г. “ для присутствия в Екатеринбургской судных и земских дел конторе положено быть первому члену , земской главный судья или воевода ранга подполковничья , при нем асессоры , полицмейстер от роты капитан , да адвокат на безгласные дела от ротных поручик …”[139], но проблема кадров и здесь стояла остро .
К началу рассматриваемого периода в присутствии конторы заседало , если можно так выразиться , два человека – надворный советник Степан Козмич Неелов , работавший на Урале с 1721 г. , и гитенфорвалтер Ф. Кузнецов . Наиболее ярко положение дел в Екатеринбургской судной и земской конторе охарактеризовал А.Г. Щербинин . в ноябре 1755 г. записав в протоколах : “ По усмотрению моему вышепоминаемый надворный советник Неелов весьма стар ( 1681 г. рождения ) и часто бывает болен , и за тем приказные дела отправлять ему одному не без малой трудности, гитен же форвалтер Феоктист Кузнецов так болен , что и из двора своего давное время не ходит и … от находится в крайней слабости своего здоровья , и для того , за раскомандированием ротных и горных офицеров , быть в той судной и земской конторе в присутствии со оными Нееловым таможником берггешворену Илье Кузнецову , ибо хотя по штату 1737 г. и положено быть в той конторе … от ротных дел капитану да адвокату на безгласные дела поручику , но ныне … ротных офицеров , кроме одного … за раскомандированием в разные места никого нет … и поступать им во всем по узаконениям гражданским , а о подлежащих пыткам людям и о других с законом не согласных , и сумнительных делах сомнениями вносить в Главную заводскую Канцелярию … “.[140]Указом Берг -коллегии от 11 июля 1756 г. по вышеуказанным причинам было решено “ Екатеринбургских рот капитана Осипа Сафонова , за имеющимися в нем болезньми ( как то от Медицинской Канцелярии в осмотре показано , что он в воинской службе быть не способен ) от воинской службы отставить … с награждением чина коллежского асессора и до будущей впредь в Екатеринбургской судных и земских дел конторе вакансии ( ибо во оной ныне находится надворный советник С. Неелов , который весьма стар ) быть в Пермской судебных и земских дел конторе на капитанском жаловании, а когда в Екатеринбургской … конторе вакансия будет , то ему Сафонову быть во оной конторе …”.[141]Но КГЗП осталась недовольна этим решением , т. к. О. Сафонов был болен лихорадкой .Поэтому Канцелярией “ об нем Сафонове от 14 марта сего года ( 1757 – Е. Т. ) в … Берг- коллегию представлено доношение и требовано , чтоб оная соизволила его Сафонова из здешней команды взять и определить куда заблагорассудит , ибо за имеющимися у него болезньми он … по здешней команде к понесению трудов безнадежен … и впредь не прочен и ненадобен …”[142], но тем не менее Берг-коллегия настояла на своем решении , и после смерти С. Неелова 22 марта 1758 г. главным в присутствии судной и земской конторы стал коллежский асессор О. Сафонов .[143]
В таком виде контора не могла должным образом выполнять свои функции . Это вызвало нарекания со стороны КГЗП . Так , например , в октябре 1756 г. присутствующим конторы и секретарю в качестве наказания было решено не давать жалования “ до исправления запущения в делах “ .
В связи с передачей казенных заводов в частные руки , в феврале 1758 г. в отношении Екатеринбургской судных и земских дел конторы была предпринята реорганизация . В протоколах было записано , что этой конторе “ для посредства приписных к заводам крестьян должно быть в Камышловской слободе , а прочие все здешние Сибирские земские правления отставить , и когда так опробуется , то для челобитчиковых дел от партикулярных заводчиков и тех заводов , что останутся от роздачи в казне , горных и заводских служителей , дабы они не принуждены были в даль отлучаться , учредить при Канцелярии судное повытье , в коем быть канцеляристу да подканцеляристу и четырем … копиистам , да заплечному мастеру одному . В земской и судной конторе ( которая переносилась в Камышлов – Е. Т. ) быть в присутствии асессору одному да другому поручикова ранга , секретарю и протоколисту да двум повытьям подьячим , в коих быть канцеляристам двум , подканцеляристам двум , копиистам шести . При оной же заплечным мастерам двум …”.[144]
Таким образом , эта реорганизация была проведена в связи с тем , что после передачи казенных заводов в частные руки , крестьяне , приписанные к ним переходили в ведение того заводчика , а также органов мирского самоуправления , поэтому не было необходимости содержать большой аппарат , занимающийся “ крестьянскими “ вопросами в Екатеринбурге , тем более что он никогда не был укомплектован по штату .